Телогрейки ("За рулём", январь 2007)

2007-01-29

Вам не в радость начинать день на промерзшем за ночь сиденье? Казалось бы, простейший выход – приобрести накидку с электроподогревом. Однако, проверив в лаборатории девять таких «телогреек», мы убедились: не всякая обеспечит теплое местечко.

Автомобилиста волнуют две вещи: как греет и сколько за это берет (и в рублях, и в ваттах). Казалось бы, поскольку вся подводимая к грелке электрическая мощность превращается в тепло (а больше и не во что), то можно сделать поспешное заключение: больше тока – больше градусов. Но это – лишь на первый взгляд. Вспомните: вода с температурой 100°С моментально ошпарит, тогда как жар от воздуха, нагретого до тех же градусов (например, в бане), переносится довольно легко. Точно так же на морозе язык может примерзнуть к металлу, но даже не почувствует холода от куска пенопласта.

Все дело – в теплопроводности материала. Если она низкая, то в месте контакта с телом температура почти не будет отличаться от 36,6°С! Такой материал хорош для «пассивной» подстилки – он не даст ощутить холод сиденья, но и не обогреет пятую точку. А вот в случае со встроенным нагревателем этот материал задержит поступление тепла от спирали к поверхности. Значит, нужна высокая теплопроводность? Но тогда необходимо принять меры от перегрева при длительной работе нагревателя, иначе и до ожога недалеко!

Пришлось организовать довольно сложную лабораторную проверку теплопроводности накидок. Делают это с помощью калориметра. Сначала изделие нагревают в специальной камере до определенной температуры, а затем измеряют скорость его остывания. В итоге получают теплопроводность или, как это было в нашем случае, величину суммарного теплового сопротивления. Чем оно больше, тем ниже теплопроводность и наоборот.

Но как составить рейтинг, если важен результат «борьбы» мощности и теплового сопротивления, а не каждый параметр в отдельности? Мы решили разделить первую величину на вторую и получить некое условное значение, которое говорит о том, как быстро вы почувствуете блаженное тепло. Больше баллов – быстрее реальное наступление эффекта. Само собой, что при выборе в магазине каждый может уточнить нашу формальную оценку, приняв во внимание цену и ряд дополнительных достоинств и недостатков, которые мы привели в подписях к фото. Не помешает, например, посмотреть на лямки для крепления – подходят ли они для ваших сидений (не везде есть выдвижные подголовники) и позволяют ли быстро снять-надеть накидку, если, например, в семье пара автомобилей. Если гнездо прикуривателя постоянно под током, полезной будет функция автоотключения.

Обратите внимание: у двух изделий кроме нагревателей есть еще и моторчики электромассажеров (они потребляют мало – всего 1,5–3 Вт)! Говорят, что это полезно. Мы не проверяли. Но надеяться на дополнительное выделение тепла за счет трения не стоит – моторчики на удивление экономичны. А вот с подогревом у накидки с тремя массажерами дело плохо: у встроенного нагревателя мощность маловата – всего 6,6 Вт, да и греет он только поясницу.

Алексей Воробьев-Обухов